• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

Как выглядит почерк гармоничного человека.

Гармония на языке почерка проявляется в принципе “золотой середины”, когда его элементы выражены умеренно и равновесно относительно друг друга. Человек с таким почерком способен жить в согласии с собой и окружающим миром в целом.

Принцип умеренности и принцип равновесности – это комплексные характеристики почерка (сочетания признаков), которые невозможно оценить без профессиональной подготовки. При этом внешне гармоничные почерки могут выглядеть совсем “не красиво” с точки зрения эстетики и читабельности. Каллиграфия в данном подходе совсем не является гармоничным видом почерка.

ГАЛЕРЕЯ ЭЛЕМЕНТОВ
Главный закон графологического анализа: любая черта характера, особенность человека отражается в почерке только через ряд признаков. Один единственный элемент, сам по себе, ни о чем не говорит. Для каждого психологического качества в почерке должен сформироваться целый синдром признаков (как совокупность), причем степень выраженности этого синдрома будет указывать на степень выраженности исследуемого качества.
Несмотря на сложность диагностики гармоничности элементов почерка непрофессиональным взглядом, напишу несколько основных критериев, без которых невозможно проявление гармоничности:

1. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. На графологическом языке эта особенность называется однородностью. Относительно однородный (предсказуемый в хорошем смысле, ритмичный, закономерный) почерк «говорит» об уравновешенности, слаженности внутренних психических процессов. Такого человека не бросает в крайности и одновременно он свободен внутренне, не является механическим исполнителем заданной программы поведения.
Определяя этот признак, нужно учитывать, что полного, идеального постоянства движений не существует ни у одного живого существа, в том числе и у человека. Здоровое постоянство и регулярность допускает легкие колебания и чуть заметное непостоянство элементов, но подразумевает, общую гармонию, единство элементов. 

Нерегулярность признаков сразу бросается в глаза, как заметная сбивчивость, разность размера, ширины, наклона, неритмичность движения. Так же не будет свидетельствовать о гармоничности и излишняя зарегулированность, когда почерк слишком ровен, одинаков, напоминает шрифт, имеет законтролированность движений. И тот, и другой варианты лишены гармонии, не являются “золотой серединой”. Так как, в первом случае, отражают анархичность психических процессов, а во втором зарегулированность и гиперконтроль. Наличие здоровой однородности в почерке свидетельствует об эмоциональном постоянстве, внутренней стабильности и слаженности психических процессов, устойчивости перед внешними влияниями окружающего мира. Человек спокоен, внутренне свободен, стабилен, эмоционально уравновешен, в нем нет излишней возбудимости и тревоги, нервозности, раздражительности. 

2. ДВИЖЕНИЕ -ЖИЗНЬ. Продвижение почерка вперед относительно листа бумаги, его динамизм и активность «говорят» о многом.  Динамичный почерк выглядит прогрессирующим, свободным, спонтанным. Медленным же почерком на графологическом языке называется скованный, зажатый, пассивно-заторможенный почерк, в котором нет импульса, нет жизни. 
Скорость почерка свидетельствует о психической и физической активности человека, мотивации, наличии желания и интереса. Движение почерка – это по сути отражение качества жизни человека: пассивное или активное, целенаправленное или распыляющееся, созидательное или разрушительное.

3. ЗОНЫ БУКВ. Почерк делится на регистры: верхний, средний и нижний, их также называют зонами букв. К верхней зоне букв относятся петли в буквах “в”, палочки в буквах “б” и всевозможные взмывающие вверх росчерки. Средняя зона букв – это та часть, которая размещается посередине, если убрать верхние и нижние петли, палки, росчерки. Все буквы имеют среднюю зону, но есть и такие, которые имеют только среднюю зону: а, и, е, о, н, м и т.д. Соответственно нижняя зона букв – петли и палки, уходящие вниз: в буквах д,з,у,ф,р.  
Три зоны отражают сферы личности: бессознательную (ид), сознательную (эго) и сверх-сознательную (супер-эго). Гармония этих сфер -залог внутренней гармонии человека, когда бессознательная часть (импульсы, влечения) действует согласовано с нравственными установками, идеями сверх-сознания и благополучно влияет на самооценку (эго). Разрозненность частей личности приводит к расщепленности, неврозам, постоянному внутреннему неудовлетворению, которое очень сложно назвать гармонией внутри себя.

В гармоничном почерке средняя, верхняя и нижняя зоны букв соотносятся друг к другу примерно в пропорциях 1:1:1 или 1.5:1:1.5  Этот параметр также необходимо оценивать с точки зрения качественности написания данных зон (зажатости, угловатости, гибкости, либо раздутости, подвижности, нажима и пр.). Качественную оценку состояния трех зон и их соотношения возможно сделать только обладая профессиональными знаниями и навыками анализа почерка.

4. АВТОГРАФ. Соотношение почерка и подписи говорит о соотношении Я- реального и Я- идеального в личности, – идентичностью, тем, каким человек видит сам себя. Совпадение реального образа человека с желаемым свидетельствует о самокритичности, способности взглянуть на себя объективно, без иллюзий, принятии своих сильных и слабых сторон. Крайние расхождения в почерке и подписи указывают на внутренний конфликт, диссонанс и неудовлетворенность реальным положением вещей.

Это не все признаки, которые нужно учитывать при оценке гармоничности человека, рассматривая его почерк. Более подробно эта и другие сферы личности изучаются на профессиональных занятиях по графологическому анализу. Но, обнаружив в почерке хотя бы эти признаки в достаточно гармоничном проявлении, можно говорить о том, что человек способен находить внутри себя точку опоры и балансировать, не теряя равновесие в постоянно меняющемся и сложном внутреннем и внешнем мирах.

Образец №1

почерк гармоничного человека

В образце присутствуют признаки гармоничной однородности (почерк текуч, свободен, предсказуем, вместе с тем не зарегулирован). Почерк беглый, движение спонтанное и динамичное. Средняя, верхняя и нижняя зоны соразмерны друг другу (нижняя чуть длиннее) и достаточно качественны в написании. Подпись несколько отличается от почерка размером, но в целом по стилю совпадает с почерком.

Перед нами человек, относительно самодостаточный, внутренне благополучный, живущий в согласии с собой и окружающими. 

Образец №2

В образце присутствует однородность, однако в данном случае слишком однообразная, выписанная, искусственная, зарегулированная. Движение заторможенное, статичное. Почерк не прогрессирует вперед, остановлен в прогрессии. При всех вышеуказанных характеристиках даже нормативное соотношение зон букв не будет указывать на гармоничное внутреннее состояние. В данном же образце качественность зон страдает. Подпись отличается от почерка.

Перед нами человек со сниженной мотивацией, пассивной жизненной позицией, живущий в страхе перед внешним миром из-за собственных комплексов. Старается производить иное впечатление на окружающих (подпись), но все усилия направлены только на создание внешнего имиджа, в ущерб реальным достижениям и личностному развитию. Стоит выйти из собственного зазеркалья, разобраться со своими страхами и постепенно открываться миру, принимая себя и его, без идеализации и иллюзорных представлений. Больше делать, а не размышлять.

Образец №3

почерк дисгармоничного человека

В образце степень неоднородности чрезмерная, дисгармоничная. Проблемно также написание трех зон букв, они изменчивы и не сбалансированы. Несмотря на то, что движение в данном почерке присутствует и подпись в целом соответствует почерку, нельзя говорить о гармоничности этого человека. Разнонаправленные мотивация, зависимость от настроения, не выстроенные приоритеты и границы, несогласованность в чувствах и действиях лишают равновесия, стабильности, согласия с самим собой. 

Человеку необходимо расставить приоритеты, выделить собственные цели, задачи, учиться планировать и достигать цели. Меньше отвлекаться на внешние соблазны, учиться удерживать сконцентрированное состояние, учиться искусству мелких шагов.

Лариса Дрыгваль, эксперт-графолог, кандидат психологических наук