• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

К 165-ти летнему юбилею К.Э.Циолковского: графологический анализ почерка ученого. Образец сфотографирован в Государственном музее истории космонавтики им. Циолковского в г.Калуге.

Рассмотрим почерк, а именно, основные его компоненты: движение, форму, организацию, нажим (линию).

Движение почерка быстрое и, по качеству, раздраженное. Движение почерка отражает темперамент, стрессоустойчивость, эмоциональность, психоэмоциональное состояние, степень напряжения.

Быстрое и, вместе с тем, довольно напряженное движение почерка показывает прогрессивный настрой и, одновременно, психоэмоциональное беспокойство, напряженность, раздражительность. Такому человеку необходимо постоянно быть в движении, тонусе; стрессовый режим для него привычен и даже комфортен.

Циолковский мог усердно работать длительное время, мало спать, жить в постоянной спешке, стараясь успеть, как можно больше. Для него привычно высокое нервное напряжение (уровень кортизола явно зашкаливает), режим боевой готовности .

Известный факт: Циолковский любил ездить на велосипеде и каждый день, несмотря на погоду, проезжал по нескольку километров; этой привычке он не изменял до конца своей жизни, до 78 лет.

Высокая степень однородности движения указывает на человека, способного сосредотачиваться и даже зацикливаться на интересующих его вещах, не обращать внимание на то, что происходит вокруг. Надо сказать, что такая целеустремленность была вызвана не очень гибкой психикой ученого, по-другому реагировать и проявлять себя он не мог. Дело здесь не в развитой воле и самодисциплине, а в ригидности и застревании нервной системы. Ученому было естественно упрямство и несгибаемость.

Сильный нажим почерка отражает эмоциональную насыщенностью и вовлеченность. Я легко могу представить себе, как Циолковский с горящими глазами, одержимо рассказывает о своих летательных аппаратах. Прозвище “городской сумасшедший”, на мой взгляд, было дано ему именно за высокий эмоциональный накал, сопровождающий его рассказы о космосе.

Форма почерка (особенности написания букв и связок) характеризует социальные качества, ролевые модели поведения. Циолковскому свойственна роль учителя, просветителя, воспитателя. В этой роли он чувствовал себя наиболее комфортно, когда взаимодействовал с окружающими. К характерным чертам также можно отнести склонность к дотошности, скрупулезности.

Почерк Циолковского достаточно социализированный, он не ученый-интроверт, закрывшийся в своей лаборатории и отдалившийся от всего мира. Циолковского интересовали другие люди, их нужды, повседневные дела, семья, дети. Ему важно было влиять на подрастающее поколение.

Организация почерка (расположение на листе бумаги) показывает адаптацию, поведение человека, склонность к порядку, системе, дисциплине.

Организация текста почерка спонтанная, иррациональная, что отражает склонность ученого к экспериментам, полевым исследованиям, на основании которых он строил систему выводов. Циолковский ученый- практик, естествоиспытатель. Все его идеи рождались не в недрах воображения, а в практической деятельности, в эксперименте. Такой способ познания мира позволил науке шагнуть в неизведанное, невозможное. Ученый не задавался вопросами, а просто делал, проводил эксперименты, проверял. Любознательный и пытливый ум Циолковского не мог смириться с существующими фактами, ему нужно было все самому проверить на практике. Так делают дети, когда познают мир. Взрослые часто теряют эту способность, их мозг начинает лениться, чтобы экспериментировать и познавать новое. 

Циолковский был педантом в темах, касающихся здоровья и телесных потребностей. В этой сфере он мог проявить излишнюю зацикленность, уходить в крайности. Подобное поведение является компенсацией, полученной ранее психологической травмы. Почерк не показывает, как именно произошла травматизация, но в нем есть маркеры избыточного напряжения, накопления аффекта в зоне, связанной с состоянием здоровья. К этой теме Циолковский проявлял болезненное внимание, она могла вызвать у него негативные мысли, опасения, страхи, повышенную раздражительность.

Почерк Циолковского отражает широкий спектр способностей. Помимо математического и естественнонаучного интеллекта, у ученого достаточно сильно были выражены межличностный интеллект, лингвистический интеллект. Его интересовали вопросы воспитания, морали, физиологии, архитектуры, медицины, филологии, литературы. А деятельностный подход, который использовал ученый, способность материализовать идеи, приблизили нас к тому моменту, когда космические дали стали реальностью.

Он был рожден, чтобы сказку сделать былью. 

графолог Лариса Дрыгваль