• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

очерк – письмо мозга. К такому выводу в 1895 году пришел В.Прейер –  немецкий профес-сор физиологии, основатель детской психологии («Zur Psychologie d. Schreibens», 1895 г). На ряде экспериментов он показал, что почерк несет в себе психологически-устойчивые черты при любых условиях его написания.

Прейер собирал образцы почерков людей, перенесших травмы, а именно, лившихся рук, и научившихся снова писать ртом. Сравнивая образцы почерков до травм и после них, он пришел к заключению, что почерк при этом не изменился и транслировал одни и те же графологические проявления.    То, что почерк является письмом мозга, транслирует и следующий образец почерка, выполненный мальчиком (14 лет). 

пишет мозг

 Не смотря на то, что мальчик пишет ртом из-за ограниченных возможностей, почерк поража-ет своей слаженностью, гармоничностью для этого возраста, а местами даже гибкостью, ко-торую сложно себе представить при таких условиях написания. Можно отметить подвижность, преобладание контроля в здоровой степени, который не блокирует продвижение по-черка. Почерк однороден и в целом ритмичен. Такие показатели почерка свидетельствуют о здоровой психической деятельности, слаженности процессов возбуждения и торможения, потенциале гибкости и адаптивности мальчика. Правый наклон и читабельность свидетель-ствуют о социальности, а сочный штрих и нажим при этом – о развитом EQ. Можно сказать, что мальчик чувствует себя абсолютно полноценным (крупный размер), обладает здоровой самооценкой и уверенностью в себе (развитые нижние зоны букв, сильный нажим), не-смотря на ограниченные возможности. Конечно, почерк еще незрел, как и сам мальчик. В нем можно найти следы сомнений и тревог, перепадов настроения, которые свойственны подростковому возрасту. Но все эти проявления нормальны и допустимы для почерков этой возрастной группы. Стоит также принять во внимание неудобство, вызванное написанием ртом. Трудно при таком написании ориентироваться в пространстве листа, сохранять интервалы между строчками и словами, держать строку ровной. Но он вполне с этим справляется: пространственные интервалы соблюдены, относительно гармоничны и равномерны.    Можно сказать, что мальчик развивается полноценно, обстановка вокруг благоприятная,  его любят, принимают таким, какой он есть и сам он очень комфортно чувствует себя в этой атмосфере.
Для сравнения представляю еще один образец почерка, выполненный мальчиком такого же возраста. Он здоров и полноценен физически. 

пишет мозг

  Однако почерк транслирует сильную степень перенапряжения и невротизации. Линии и штрихи ломкие, негибкие, почерк аритмичен, несбалансирован, сильно перенапряжен, транслирует высокий уровень стресса, зажатости, нервности. Надломы и дрожания в штрихе вызваны отнюдь не тем,  что он «давно не писал», как думают многие. В данном случае следует отметить сильное нервное перенапряжение (высокий уровень контракшн), состояние фрустрации (низкая скорость, изломы), высокий уровень тревожности и вины (помарки, исправления, зачернения), слабую степень адаптивности (общей и социальной). Дополняет эту картину низкая самооценка, неверие в собственные силы (проблемная средняя зона почерка с тенденцией к зажатости, мелкому размеру, с изломами). Он пытается себя контролировать, не показывать свои переживания внешне (прямая строка, прямой и слегка левый наклон), варится в своих мыслях и ощущениях, не избавляясь, а прессуя их (торможение в сильной степени преобладает над расторможенностью ).    В этом почерке также много незрелости, как и в предыдущем варианте ( и это нормативно для данной возрастной группы), но все это происходит на фоне психологического дисбаланса и сильной психологической проблематики.
Мальчик, обладая от природы не очень хорошими адаптивными способностями (жесткий штрих), воспитывается в неблагополучной среде. Он находится в постоянной тревоге и страхе, психологически угнетен, не чувствует себя уверенным в себе. При физической полноценности, в психологическом смысле не чувствует себя таковым.   Таким образом, можно сказать, что почерк -это действительно письмо мозга. А физические ограничения не всегда являются причиной психологических ограничений. Можно быть ограниченным в физических возможностях, но чувствовать себя при этом полноценно, устойчиво, радоваться жизни и успешно адаптироваться в ней. Ведь на самом деле, то, как мы себя ощущаем, а по-большому счету и живем, больше определяется нашем внутренним миром, а не внешними обстоятельствами. Об этом говорили многие древние философы, к таким же выводам пришли современные психологи, графология же только подтверждает эти выводы. 
Лариса Дрыгваль