• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

Прежде чем начать раскрывать эту больную для многих и важную для осознания истинных причин плохого письма в подростковом возрасте тему, важно понимать, что почерк – это не просто механическое движение руки. 

В процессе написания текста задействуются различные мозговые центры, формируются новые нейронные связи, особенности протекания психических процессов задают темп и ракурс всему письму. Существует прямая зависимость между мелкой моторикой руки и мозгом, в которой рука выступает лишь исполнителем, проецирующим все многообразие психической активности человека на бумаге. ©   

Нет понятия “хороший” или “плохой” почерк: почерк такой, какой сам человек. Понятия «хороший» или «плохой» почерк навязаны обывательскими представлениями, основанными на критериях оценки параметров визуально-эстетической красоты (симметричность, стилизация) и читабельности (понятность написания, разборчивость букв). Все почерки, которые не отличаются внешней красотой и разборчивостью принято называть плохими, супер-каллиграфические и разборчивые – хорошими. Это, так сказать, параметры оценки внешнего вида.

почерк подростка

Однако, почерк намного информативнее, чем просто внешнее оформление букв и стилистика. Интерпретации психологических характеристик авторов того или иного почерка не строятся на внешних оценках «красиво» или «некрасиво». Все намного тоньше и глубже. Эстетически -оформленный, стандартно-правильный почерк может оказаться намного психологически – проблемнее, чем неказистый с виду, упрощенный и частично-неразборчивый.
Школьные годы 
Почерк проходит несколько этапов становления. От 6 до 11 лет – этап овладения письмом. В это время, ребенок еще только учится писать. Его почерк полностью не сформировался, не приобрел должного автоматизма и беглости. Ребенок много внимания уделяет тому, как следует правильно писать ту или иную букву, связку, слово, акцентируясь на процессе, а не на содержании.  Поэтому на этом этапе у детей, как правило, одинаковые, стандартно-прописные почерки (хотя и в них уже можно увидеть индивидуальное начало).

С 11 – 12 лет почерк начинает меняться. Процесс написания становится более беглым, автоматичным. Подросток все меньше задумывается о том, как писать и переключает свое внимание на содержание текста. С этого момента почерк можно интерпретировать, как носитель индивидуальных черт личности и психологических особенностей. 

Подростковый возраст
Почерк подростка – особая тема. Всем уже давно известен феномен подросткового возраста (пубертатного периода). Время, когда ребенок буквально за несколько месяцев (у некоторых этот период затягивается) делает качественный скачок в своем развитии и перестает быть ребенком. Происходит мощный физиологический и психологический рост, «взрыв» гормонов. Внутри у подростка, даже, если это не так заметно внешне, происходит психофизиологическая буря. 
Все меняется буквально на глазах, родители не узнают своих детей: некогда милый и ласковый ребенок начинает грубить, закрывается в комнате, не хочет общаться, игнорирует наставления и требования взрослых, делает все по-своему, протестует на ровном месте, пропускает уроки, а потом вдруг снова превращается в послушного и требующего ласки и заботы ребенка. 

Что же происходит в этот момент с почерком? Вы уже догадались? Почерк, как зеркало личности отражает все те противоречия, которые испытывает в этот период подросток. Он точно также начинает вести себя непоследовательно, непредсказуемо, резко меняясь в наклоне, в размере, делаясь, то угловатым и колючим, то более округлым и мягким. Естественно, все это не способствует внешней ровности, красоте и разборчивости. Именно в этот период возрастает количество жалоб от учителей на «взбесившийся почерк» подростка, а самого подростка обвиняют в небрежности, неуважении к учителю, специальном и намеренном искажении своего письма.

Типичные черты подросткового почерка   
– Почерк отражает общее возбуждение, беспокойство: буквы то валятся налево, то наклоняются вправо, пишутся то широко, то узко. Часто появляются лишние закрутки и петли, раздутости.

– Подросткам вообще характерно писать с левым наклоном -это отражение позиции протеста, обособления от мира взрослых, желание продемонстрировать, что “я уже взрослый и со мной надо считаться”. 


– Часто почерк подростка может мельчить, становится бисерным. Это тенденция в уединению, желание закрыться, понять, что со мной происходит, сокрытие своих истинных желаний и переживаний от окружающих людей.

– Почерк становится неразборчивым и плохочитаемым. Это тенденция к нежеланию быть до конца понятым окружающими людьми, трудности в установлении межличностных контактов, основанных на взаимном доверии, сотрудничестве. 
Важно: выписанный и красивый почерк, с хорошей читабельностью – также не является образцом умения взаимодействовать с окружающими. Как правило, эти качества проявляются только формально, искусственно, а на самом деле человек затрудняется устанавливать доверительные и искренние отношения.


Тревожные симптомы
На какие тревожные признаки почерка все-таки следует обратить внимание родителям и учителям, которые показывают, что тут уже не просто нормативность переходного возраста, а действительно психологические затруднения и проблемы, требующие консультации психолога или хотя бы усиленного наблюдения со стороны взрослых?

– Трудно писать на бумаге – трудно жить в жизни. Подросток пишет очень скованно, напряженно и медленно. От такого стиля письма из-за перенапряжения  буквально затекает рука. При старательности и сильном контроле за процессом написания, тем не менее почерк выходит корявым и изломанным. 
Такой почерк свидетельствует о сильном нервном перегрузе, повышенном стрессе, общих проблемах адаптации. Подросток пребывает в постоянном нервном напряжении, защищается от мира, окован страхами.

– Почерк очень узкий и зажатый, создается впечатление, что рука просто не продвигается вперед, а застревает, проводя линии по одному и тому же месту (линия находит на линию). Это ощущение сильной скованности, напряженности, психологического тупика. Подростку очень сложно открывать свои чувства, доверяться другим и миру. Часто этот признак сочетается с выше- описанными характеристиками скованности и напряжения.

– Обилие помарок и зачеркиваний, постоянных исправлений, не делающих почерк более разборчивым, не улучшающих, а только ухудшающих общую картину. Это повышенная тревога, страхи, неуверенность в себе.    

– Полная неразборчивость почерка. Буквы настолько исковерканы и искорежены, что трудно понять, что вообще написано. Создается впечатление, что текст писал инвалид с поломанной рукой. Усугубляет картину несоблюдение границ листа, строчки падают вниз, нет никакой структурности в организации текста в пространстве листа (нет абзацев, не соблюдаются расстояния между строками и словами, все сбивается в кучу и напоминает хаос).

Чем больше тревожных симптомов Вы нашли в почерке подростка, тем сильнее проявляются психологические затруднения и тем важнее обратить внимание, как и чем живет молодой человек в этот трудный для себя период.

Лариса Дрыгваль