• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

Ниже приведены наиболее распространенные вопросы о психологии почерка:

 «Можно ли доверять тому, что «говорит» наш почерк, учитывая то, что с каждым днем мы все меньше пишем, а больше печатаем на компьютере. Не деградирует ли почерк в связи с этим?»

Почерк может деградировать лишь в одном случае, – если деградация затронет саму личность. Процесс письма относится к разряду психомоторных навыков, который может немного «подзабыться», но не исчезает насовсем (как езда на велосипеде или автомашине). Однажды обучившись этому процессу, разучиться уже невозможно, даже, если не делал этого много лет.

Как только Вы берете ручку и пытаетесь что-то написать, моторная память начинает вспоминать, как это делается и уже через 5-6 строчек процесс становится более автоматичным. Вы перестаете обращать внимание на то, как это делается и смещаете свое внимание на содержание текста. С этого момента – почерк можно анализировать, как полноценный диагностический материал.   

Графологи, зная этот механизм, всегда просят немного расписаться перед подачей почерка на графологический анализ. По этой же причине (и не только) не анализируется случайная запись, состоящая из 2-3 слов или просто подпись. Существуют определенные правила подачи материала для диагностики, где требуется  написать не менее половины страницы текста.

«Почерк во-многом зависит от содержания текста, текущего настроения, состояния и прочих факторов. Каким же образом его можно анализировать, если  он постоянно меняется?»

Почерк следует за личностью и полностью проецирует те внутрипсихические процессы, которые происходят с человеком. Это очень тонкий барометр и именно поэтому – достоверный материал для анализа. Связь почерка с личностью не вызывает сомнений. У каждого почерк свой, уникальный, нет одинаковых почерков, как нет одинаковых отпечатков пальцев, так как каждая личность неповторима и индивидуальна.

Многие считают, что так как почерк меняется — его невозможно анализировать, характеристики будут все время разные, в зависимости от времени суток, настроения и пр.
Это не так. 

Почерк многомерен, многофакторен. В нем существует невидимое глазу обывателя глубинное измерение. Графолог, оценивая почерк, в первую очередь обращает внимание на его глубину: особенности линий, штрих, нажим, характер чередования напряжение и расслабления, динамику. Эти особенности являются основными, так как раскрывают врожденные психодинамические характеристики личности пишущего. Графолог изучает свойства этого глубинного измерения, вооружившись специальным микроскопом, либо лупой. 

Несмотря на свою неочевидность и незаметность на глаз обывателя, эти особенности почерка сверх-важны, так как на их основании выстраиваются все последующие интерпретации более поверхностных параметров. Именно глубина почерка — суть ядра личности, показывающая глубинную мотивацию, темперамент, лабильность, эмоциональность, вовлеченность, особенности мышления, психотип.

Поверхностная структура почерка рассматривается далее с учетом первоначальных (базовых), глубинных параметров. Она видна и невооруженным глазом: размер, округлость, угловатость, наклон, стиль, написание букв, ширина и пр. Эти параметры почерка соответственно отвечают за более поверхностные структуры личности — социальные характеристики, особенности Я-концепции, установки, ценности и пр.

Интересно: почерковедческую экспертизу на установление подлинности рукописного текста проводят именно по глубинным параметрам. Глубина почерка — индивидуальный и неизменный показатель. Подделывая с легкостью размер, наклон, или стиль почерка, подделать глубину невозможно, так же как невозможно сознательно, по желанию изменить свой обмен веществ, сердечные ритмы, безусловные рефлексы.

Изменчивость почерка — миф, который строится на неосведомленности людей о разноуровневых структурах почерка. Изменяется только то, что поддается изменению: поверхностные слои. Глубина же остается постоянной на протяжении всей жизни индивида, так как она- есть суть врожденного.

Внешнее изменение почерка — это лишь свидетельство, что человек взрослеет, переоценивает свои установки, меняет отношению к чему-либо, находится под влиянием различных состояний. Заглянув же вовнутрь почерка, мы всегда обнаружим устойчивые глубинные параметры, которые постоянны на протяжении всей жизни человека.

Сильная видимая изменчивость почерка свидетельствует вообще об изменчивости личности, возбудимости, нестойкости мотивации, впечатлительности, зависимости от настроений, нетерпеливости, возможно сильной интуитивности, беспокойной, подвижной натуре.
Однако, в каждом конкретном случае, чтобы точно ответить на вопрос с чем связаны слишком явные изменения почерка — необходимо смотреть почерк!

«Надо ли «воспитывать» почерк или дать ему развиваться естественным образом?»

Отвечая на этот вопрос, начну с того, что почерк- это отражение индивидуального склада, особенностей работы нервной системы, типа темперамента, мышления, восприимчивости к окружающему миру и пр. Как Вы понимаете, все эти особенности во-многом заложены у нас от природы. Мы уже рождаемся с неким внутренним психологическим скелетом, который в последствии «обрастает» особенностями мировосприятия и мировоззрения. 

По этой же причине многие особенности нашего почерка уже предопределены самой природой и пытаться их изменить, – значит  провоцировать внутриличностные конфликты, бороться с самим собой. Лишь  на время, под бдительным оком свого сознания можно попытаться писать по-другому. Но, как только этот контроль теряется, почерк начинает проявляться в свойственной ему манере и человек возвращается к своему комфортному письму. 

Хочу также задать встречный вопрос: корректируя свой почерк,  Вы точно уверены, что те элементы, которые кажутся Вам привлекательными в почерке отражают привлекательные черты характера? Например, излишнее украшательство завитушками, петлями (некоторые считают такой почерк совершенством), став привычным стилем письма, показывают запутанность мышления и неумение расставлять приоритеты в своей жизни. Стоит задаться вопросом: «А что, собственно, я хочу исправить в себе посредством почерка?», вместо «Стоит ли корректировать свой почерк в угоду окружающим или каким-либо эстетическим нормам?», при этом не задумываясь о психологических последствиях.

В графологии существует целое направление – графотерапия. Суть и задачи которой сводятся к  одному: посредством почерка корректировать (не изменять!) некоторые нежелательные стереотипы поведения, установки, черты характера, которые мешают человеку устанавливать гармоничные отношения с окружающим миром. Однако данная работа должна проходить только под контролем специалиста-графолога, который укажет на наиболее проблемные места вашего почерка (характера) и предложит грамотную методику их коррекции.   

«У меня к Вам вопрос: не исследовали ли Вы рукописные шрифты с точки зрения графологии и возможно ли это вообще?»

Необходимо учитывать существенную разницу между живым почерком и искусственным шрифтом. Шрифт нельзя полностью сравнивать с почерком и переносить на него характеристики последнего.

Почерк многомерен, многофакторен. В нем существует невидимое глазу обывателя глубинное измерение (отсутствующее в шрифтах!). Графолог, оценивая почерк в первую очередь обращает внимание на особенности линий, нажима, характер чередование напряжения и расслабления, общую психодинамику. Эти особенности являются самыми главными, так как раскрывают психодинамический стереотип пишущего: деятельность нервной системы, темперамент, поведение, общий склад личности.
Более частные особенности почерка (и менее существенные) рассматриваются далее с учетом первоначальных (базовых, глубинных) параметров. Поверхностные особенности видны невооруженным глазом – размер, округлость, угловатость, наклон, стиль и пр. Именно они и представлены в шрифтах.

Диагност, который строит свой анализ только на основании этих видимых признаков уподобляется гадателю, который строит свои гипотезы по более заметным, формальным и поверхностным характеристикам объекта, примерно по такой аналогии: есть шерсть и пасть= волк, дает молоко = корова, летает=птица, ходит=человек.

По такому же принципу, основываясь только на признакологии, написано большинство популярных источников по графологии ненаучного характера на русском языке  и именно по этой причине – такая “графология” не работает. 

Научная графология последние 100 лет развивается по другому пути: многофакторному гештальт-подходу, целостному уровню, учету комплекса явлений и признаков, первостепенными из которых являются глубинные особенности. Благодаря глубине почерк “оживает”, “дышит”, несет индивидуальные черты. Шрифты, лишенные глубины, лишаются этой жизни и только внешне напоминают почерк, ровно настолько, насколько внешне робот может напоминать человека. 

“Увидела в интернете компьютерные тесты по графологии, вот хотела узнать ваше мнение и отношение к компьютерным тестам по графологическому анализу почерка.”

Компьютерное тестирование почерка в графологии – тема достаточно давняя и неоднозначная. То, что такого рода тесты должны разрабатываться самими профессиональными графологами (не просто людьми, почитавшими книжки, а специалистами, прошедшими профессиональное обучение и ведущими свою практику) – обязательно и, даже не подлежит сомнению!
 
Однако, и в этом случае ни один тест не сможет полностью описать всю картину почерка досконально и настолько точно, насколько это может сделать живой специалист. Тест выдает только диаграмму, описывать которую должен эксперт. Это сродни медицинской практике: различные тамографы, аппараты, компьютерная диагностика выдают только схемы, таблицы, графики, а ставит окончательный диагноз и описывает картину болезни живой врач. И чем более он квалифицирован, – тем больше ему доступно глубинное понимание индивидуального протекания болезни у каждого конкретного человека.  
 
Профессиональные графологические компьютерные тесты (еще раз повторюсь, разработанные только специалистами графологами высокого профессионального уровня совместно с программистами) могут быть использованы лишь как средство для облегчения работы самих графологов (например, на этапе первичной обработки почерка). В дальнейшем же все равно необходимо вручную описывать все результаты теста с использованием наглядного материала (почерка). 

Либо, может использоваться студентами, изучающими графологию, чтобы подстраховаться и проверить себя в правильности определения того или иного параметра в почерке. 

Но, такие компьютерные тесты не подойдут для обывателя! С ними должен работать только профессионал. В психологии также существуют компьютерное тестирование. Для овладения этими методами диагностики психологи проходят специальное обучение. И чем более опытен психолог, -тем больше информации он “выжмет” из голого процентного профиля. 

Несколько слов о тех популярных графологических тестах, которые легко можно найти в интернете. Данные технологии разработаны по линейному принципу: следует ответить на ряд вопросов о своем почерке, при этом в программе заложены жесткие интерпретации на каждый из описанных параметров. Например, левый наклон почерка – это ….Крупный размер букв -это….Широкий почерк – это…..и т.д. В результате, когда все эти признаки складываются воедино-получается набор определенных характеристик (часто противоречащих друг другу). Однако, графологический анализ не работает по такому принципу. Уже давно используется многофакторная модель интерпретации почерка, когда каждый отдельно взятый параметр (тот же размер, наклон, ширина) имеют несколько характеристик. Выбор правильной характеристики будет зависеть от других явлений в почерке, учета его общей картины, гештальт- видения.   
 

Лариса Дрыгваль 

Материалы сайта являются собственностью авторов. При цитировании обязательно указывайте авторство и ссылки на первоисточники!