Одним из ведущих требований к кандидату при оценке личностных и профессиональных качеств является показатель развитости интеллекта.
Проще говоря – ума. Не вдаваясь в подробности о степени проявления разных видов мышления у человека (формальный интеллект, эмоциональный интеллект, вербальный интеллект, – это тема целой статьи), остановимся на более общем понятии интеллектуального потенциала вообще. Кандидат, обладающий отличным умственным потенциалом не только знает, как Надо, но и Умеет использовать свои знания в самых разнообразных ситуациях. Даже не имея должного образования и профес. опыта, способен быстро обучаться, структурировать большой объем информации, расставлять приоритеты, обладает потенциалом к стратегическому мышлению.
Как обычно необходимо сначала определиться с самим понятием, для того, чтобы знать какие явления в почерке необходимо оценивать. Итак, показателем развитости нашего ума является главным образом умение упрощать и структурировать полученную информацию, а также оптимальное использование полученных знаний и своего опыта для дальнейшего развития, лучшей адаптации и жизнедеятельности.
Умный человек – не тот, кто имеет высшее образование или энциклопедические знания, а тот, кто способен не повторять прошлых ошибок, обладает умением объективно анализировать, выделять приоритеты, видеть главное в жизни. Можно выразиться коротко, определяя, что такое ум: ум- есть умение оптимизировать внешние и внутренние ресурсы для улучшения качества своей жизни, умение осуществлять гармоничную адаптацию к миру без излишних внутренних психологических затрат.
По-большому счету, с детства мы овладеваем искусством адаптации к окружающему миру. В более юном возрасте стараемся поступать в соответствии с определенными шаблонами, стереотипами, опираясь на опыт других. Взрослея, учимся самостоятельно использовать свой опыт и знания, опираемся на собственные ошибки, учитывая их, гибко принимаем более грамотные решения.
Так как умственный потенциал окрашивает практически все поведение человека, определяя анализ возникающих обстоятельств, подход к жизни, планирование своей деятельности, то в почерке необходимо оценить степень оптимизации всего письма, а именно трех главных картин – формы, движения и организации:
– упрощенный стиль написания букв
– относительная беглость почерка
– хорошее структурирование текста на листе бумаги (абзацы, красные строки, ясность распределения мыслей).
«Умный почерк” отличается простотой и оптимальностью в основных графологических проявлениях.
Образец №1 Человек умен, самостоятельный в мышлении, гибко использующий свой прошлый опыт, умеющий рассставлять приоритеты в жизни.
Почерк прост и оптимизирован: в меру упрощенные буквы, беглость, ясное структурирование текста на листе.
Суждения автора почерка образца №2 подчинены шаблонам и стереотипам. Она знает, как Надо, но в настоящей жизни, где нет черного и белого и во многом приходиться действовать, учитывая сложившиеся обстоятельства, – теряется, цепляется за рамки и правила, склонна совершать прошлые ошибки.
Почерк подробен, стандартен, без упрощений, тяжеловат, замедлен в написании; в нем нет хорошей структурности, текст идет сплошной массой.
Лариса Дрыгваль, эксперт-графолог, кандидат психологических наук