• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

Писать каллиграфическим почерком – это “хорошо” или “плохо”? Давайте разберемся

На одной из моих консультаций девушка стала рассказывать о том, как ее мама всегда говорила: «старайся писать красиво, каллиграфично. По тому, как ты пишешь, люди будут складывать представление о тебе, а учителя ставить хорошие оценки».

Подобное высказывание не редкость, а правило. Многие считают, что каллиграфический почерк- показатель ума и «хорошести», а «коряво» и «некрасиво» пишут люди с недалеким интеллектом и отрицательными личностными качествами. 

При этом нельзя путать исскусство каллиграфии, которое скорее является частью изобразительного искусства с каллиграфичностью обыденного, повседневного почерка.

Не преувеличивая или умаляя эффект каллиграфии, нужно отметить, что занятия каллиграфией прекрасно подходят для развития эстетического вкуса, визуально- образного восприятия, чувства пропорций, гармонии формы. Психологически подобные занятия могут вырабатывать усидчивость, терпение, скурпулезность, педантизм, коммуникабельность. Вместе с тем, для тех, кто страдает от навязчивых мыслей, зацикленности, испытывает трудности в принятии решений, ощущает скованность в поведении, испытывает сильные страхи, занятия каллиграфией могут дать обратный эффект, усилив эти тенденции. 

Но вернемся к повседневному почерку. 

Что такое каллиграфичность обычного почерка?

В своей статье «Каллиграфия и Графология: идеальное в реальном, порознь или вместе?» И.Гольдберг – графолог, руководитель Института Графоанализа уже затрагивала тему психологии каллиграфического почерка. Она пишет:  «Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не задуманная художественность надписи каллиграфа или чертежника, не надпись на открытке или торте ) – нездорОво, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический почерк самобытным с художественной точки зрения), и, во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта (где главное – сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме), а то и полное замещение им  беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности».   

Таким образом, каллиграфичность, как основная характеристика обычного почерка, – проявление усиленного Супер-Эго, в ущерб проявлению свободы самовыражения, усиленный самоконтроль, нарушающий баланс процессов напряжения и расслабления психики, в крайних вариантах переходящий на физиологический уровень, и, как следствие, отрицательно сказывающийся на психологическом и соматическом здоровье  человека. 

Получается, что с одной стороны, люди обладающие правильным, красивым каллиграфическим почерком руководствуются словами «Надо, Должен, Обязан». Они перфекционисты, стремящиеся все сделать на оценку «отлично» (в психологии это называется «синдром отличника»), социально нормативные и «правильные», с точки зрения общества, люди. Но, с другой стороны, они же, зажимают в себе проявление индивидуальности, легкости и свободы. Порой за личиной каллиграфического почерка скрываются двойные стандарты. Каллиграфический почерк не настолько гармоничен и ясен с пихологической точки зрения.

Таким людям крайне важна оценка со стороны; свои действия они соизмеряют с отношением к ним социума, нормами и правилами поведения. Часто этот критерий становится главным мотивом, который порой уже ущемляет собственные интересы, потребности и желания.  

илл.1 Каллиграфический почерк – гиперконтроль, страх проявить свои чувства, непосредственность. Волевое проявление “так надо” главенствует над другими мотивациями. Буква стандартна (близка к прописи), что отражает приверженность к нормативному, негибкому мышлению, чрезмерному исполнению правил.

Илл.2 – Менее «жесткий» вариант каллиграфии, она здесь выступает “Маской” общественных правил и норм поведения, за которой скрывается (но не подавляется) более творческая и утонченная личность, с индивидуальными установками. Почерк не теряет своей беглости и живости. С одной стороны, “Маска каллиграфичности” делает ее менее уязвимой к внешнему миру, с другой стороны, не дает выражать свои чувства более открыто и естественно.

Так что же, в противовес «красивому» каллиграфическому почерку писать «некрасиво» – значит быть индивидуальностью? И, да и нет. Все зависит от почерка. 

Действительно, нестандартный, беглый, оптимизированный почерк, сохраняющий свою читабельность – показатель зрелости и самобытности личности. В графологии есть понятие «красивого» почерка: это оптимизация (упрощение) формы букв при продуктивной скорости письма и сохранении относительной читабельности почерка. Такой почерк красив своей естественностью, гармоничной слаженностью, гибкостью и спонтанностью.

Однако, некрасивым почерком может быть и почерк неблагополучный, дисгармоничный, нервный, сбивчивый, непродуктивный. Такой почерк будет отражать острую психологическую травмированность, внутренние конфликты и противоречия, комплексы.    

Лариса Дрыгваль