• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

Один из способов справиться со своими страхами – осознать свои слабости, а не отрицать и подавлять их. И поможет в этом наш собственный почерк. ©

В почерке, как в зеркале отражается вся личная история с момента рождения до сегодняшнего дня.   

Итак, приступим, пойти навстречу своим страхам-значит двигаться в правильном направлении!  
Практически все психологические комплексы родом из детства.

Практически все психологические комплексы родом из детства. Казалось бы детство уже прошло, все давно повзрослели, обзавелись семьями, положением, а где-то в душе сидят маленькие мины-комплексы и ждут своего часа, чтобы очередной раз взорваться эгоизмом, страхом одиночества, обидчивостью, боязнью авторитетов и наказанания. 

Образ матери: базовое чувство довери и недоверия миру. 
Процесс адаптации человека с самого рождения сопряжен с необходимостью
находить общий язык с окружающим миром. От того, насколько успешно
пройдет установление этого диалога на всех этапах развития во многом зависит
и успешность раскрытия  потенциальных возможностей его личности. Недостаточно обладать внутренними ресурсами, их развитие во многом определяется и условиями адаптации, воспитанием, отношением окружающих в самые важные этапы
формирования личности.   

С другой стороны, уже сама природная предрасположенность в виде особенностей темперамента, уязвимости, впечатлительности, слабой воли, негибкости предопределяет почву для «наступания на определенные грабли проблем», всевозможные трудности в адаптации. Взамопроникающие системы: личность и окружающий мир постоянно воздействуют друг на друга и во-многом предопределяют друг друга.   

Э.Эриксон*, описывая психосоциальную модель развития человека для более точного понимания этого процесса ввел понятие идентичности личности. Он определяет ее как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений к окружающему миру.

Экзистенциональные кризисы
Эриксоновская модель развития личности представляет собой многоступенчатую (8 стадий развития) периодизацию формирования идентичности. На пути своего развития по Эриксону личность встречается с основными 8 экзистенциональными кризисами, успешность разрешения которых формирует почву для дальнейшего личностного роста. Чем успешнее будет пройден каждый этап кризиса (разрешены внутренние противоречия, найден конструктивный выход из сложившихся обстоятельств, личность обогащается  новыми смыслами и пониманием своего места в мире), тем легче идет последующее развитие.

Успешное разрешение проблем одного этапа личностного роста не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но подготавливает его к преодолению новых кризисов, формирует более взрослое отношение к жизни, позволяет успешно применять полученные навыки в разрешении новых трудностей. Если же конфликты какого-то возрастного этапа остались неразрешенными, подавлены, вытеснены, а навыки по их разрешению не получены, – в дальнейшем человек чувствует себя в соответствующих ситуациях неуверенно, страдает самооценка, затрудняется принятие решений, формируется почва для невротических и неустойчивых реакций. Как результат: накапливаются неразрешенные проблемы, обостряется страх проявить себя, формируется «комплекс неудачника», потенциальные возможности не раскрываются в полной мере, человек ощущает неудовлетворенность от жизни.

Трудности диагностики
Стоит отметить, что самому человеку бывает очень сложно разобраться в причинах своих внутренних проблем (а часто внутренние трудности приводят к внешним затруднениям в жизни, так как детерминируют определенный стиль поведения и реакций). Многим может казаться, что все проблемы носят временный характер, как только изменится внешняя ситуация -все получится. Иногда случает и так, но чаще -личность ходит по замкнутому кругу жизненных проблем, разрешая одни противоречия, попадает в точно такие же неразрешимые условия, но с другими персонажами. Формируется так называемый проблемный жизненный сценарий. Выход из этого заколдованного круга – переход на новый уровень своего развития, изменение отношения к жизни и в первую очередь к себе, переоценка опыта и имеющихся ценностей, преодоление последствий неразрешенного когда-то более раннего экзистенционального кризиса.

Возможности изучения признаков неразрешенных внутриличностных кризисов по почерку во многом превосходят другие методы исследования этих причин. Специалист – графолог имеет дело не с клиентом, а с его почерком. Он не вовлекается в трудности клиена при непосредственном общении с ним, не выслушивает его объяснения по поводу сложившихся обстоятельств. Ему нет необходимости отделять зерна истины от плевел психологических защит. Почерк – полностью отражает многообразие психической активности человека на бумаге, позволяет буквально увидеть проявление тех или иных внутренних трудностей человека, даже не общаясь с ним. Умение анализировать почерк позволяет с «точностью до миллиметра» определить сложные и противоречивые внутренние конфликты, проблемный жизненный сценарий, мешающий личности переходить на более качественный виток своей эволюции.  

Стадия 1. Образ матери. Базовое чувство Доверия – Недоверия.
От рождения до 2 лет. 


В этот период главным условием для формирования в дальнейшем психологически здоровой личности является получение ребенком базового чувства доверия к миру.
В дальнейшем это чувство  является основой для формирования адекватной самооценки, бессознательной, врожденной уверенности в себе, открытости миру. Человек, успешно преодолевший кризис доверия, относится к окружающему миру и окружающим людям без опаски,  идя на открытое и искреннее общение и сотрудничество. При этом, даже, получив негативный опыт общения, не отгораживается от общества, не обвиняет его в своих неудачах, без излишних подозрений и страхов продолжает взаимодействовать с внешним миром, находя общие точки соприкосновения, использует полученный негативный опыт конструктивно. Таким образом, основа для благополучной адаптации закладывается уже с самого раннего детства.

На этой стадии развития большую роль для ребенка играет образ матери. Именно она дает ребенку чувство безусловной любви и защищенности. При неприятии своего ребенка (даже если у него все есть и все по-расписанию), подсознательно отвергая свое дитя, женщина старается по-меньше времени уделять общению с ребенком,  старается побыстрее отделаться от обременения, – а тем временем у ребенка на бессознательном уровне закладывается чувство беспомощности и страха за свое будущее, неуверенность в себе, ощущение того, что он нелюбим и ненужен. Это чувство одиночества человек может пронести через всю свою жизнь, оставаясь глубоко  несчастным человеком, даже при благоприятных стечений внешних обстоятельств.

Неразрешенный конфликт данного периода окрашивает всю дальнейшую жизнь человека чувством глубинной неуверенности в себе, отсутствием базового доверия к окружающему миру и окружающим людям (здесь, как и далее,  важна степень проявления этого конфликта). Такой человек недоверяет всему и всем, пытается защищаться, преувеличивает опасность со стороны, очень болезненно относится к критике окружающих, неприятию его другими людьми.

Во многом отсутствие базового приятия в детстве детерминирует в дальнейшем необходимость быть принятым и любимым всеми без исключения. Человек начинает всецело зависеть от мнения окружающих людей, искать признания и сильно страдает, не получая его. Либо, как противополжность – отстраняется от общества, ненавидит его, недоверяет, видит в окружающих опасность и угрозу своему существованию.    

Еще одна негативная предпосылка для осложнения жизненной адаптации в будущем – не умение любить себя и окружающих.  Не получив любви на безусловном уровне, человек не научается этого делать и в будущем, заполняя внутреннее чувство пустоты и неудовлетворенности неадекватными запросами Эго. Возникают такия явления, как эгоизм и эго-центризм, субъективно проявляясь в том, что человек считает, что ему все должны, являясь по-сути потребителем, умея только брать и не умея отдавать.

Современные тенденции экономики выводят эту психологическую проблему на глобальный уровень. В обществе все больше поощряется ранний выход матери на работу, ясли для ребенка с 1 года, работа матери в период дикретного отпуска (женщина очень боится остаться не у дел, высокий уровень конкуренции заставляет быть всегда готовой к уходу из дома на работу, уходом в данном случае считается и эмоциональное отстранение от ребенка, переключение внимание с его постоянно-насущных потребностей на профессиональные дела). Нестабильные условия, страх быть невостребованной, установка быть всегда успешной заставляет женщин отказываться от кормления грудью (важное условие для формирования базового чувства доверия младенца к окружающему миру), искать няню для ребенка  еще до его рождения.

Как итог – формируется общество потребителей (с эгоистической направленностью), которое  неуклонно растет. При этом количество материального потребления не покрывает психологическую пустоту недолюбленности, образовавшуюся на бессознательном уровне еще в младенческом возрасте. Имея три квартиры, дорогие машины и дачу на Канарах человек не становится от этого счастливее и удовлетвореннее в жизни. 

Показатели отсутствия доверия к миру и базовой устойчивости в почерке:
– явно деформированная нижняя зона букв (излишняя раздутость, чрезмерность,  либо сильная зажатость, угловатость, аркадность, невыраженность, зависание, слабость).    
Усугубляет картину большое количество признаков психологического неблагополучия, общая неблагоприятная картина почерка.
Важно: признаки действительны только для почерков взрослых людей. 

Тест Вартегга: конфликты базового доверия отражаются в квадрате №8. При ощущении неуверенности в себе, страхе перед окружающим миром – в этом квадрате изображаются рисунки защитного характера: арки, зонты, дома, парашюты,- всего того, что может укрыть и дать внешнюю защиту.

Усугубляют  данные тенденции проблемные решения квадрата №4 ( страхи, стрессы).
Необходимо также оценить графологическую подоплеку рисунков: зачернения, обведение по контуру несколько раз, очень сильный и напряженный, либо безжизненный, слабый штрихи усиливаю проблематику.  
 
Пример: раздутые нижние зоны букв, усугубляют данный признак очень медленная скорость почера, банальная форма букв, обилие накруток и возвратных движений, раздутая средняя зона букв.
Девушка инфантильна, несамостоятельна, неуверена в себе, эгоцентрична. Отсутствие базового доверия, бессознательная незащищенность компенсируется гипертрофированным стремлением получать материальные блага, жить в комфорте (любовь замещается материалистичностью). Однако такая установка не приносит ей удовлетворения и не снимает бессознательного страха незащищенности.

комплексы в почерке

                                                                                                                                  Автор: Лариса Дрыгваль, эксперт-графолог, кандидат психологических наук Статья опубликована в журнале “Научная графология”, № 12-2011, №2-2012 г.