• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

Cтадия 2-3: Образ отца. Инициатива – вина. ©
От 2 до 6 лет

Ребенок начинает воспринимать себя как субъекта деятельности, стремится отделиться от своих попечителей и “встать на ноги”. Это сопровождается заявлениями “нет”,  «я сам». 
Если окружающие помогают ребенку в этот период, давая ему необходимую свободу и в то же время ограждают его от явных опасностей, – формируется здоровый баланс между дозволенным и недозволенным, устанавливаюся помогающие, а не запрещающие границы самопроявления.

Это основа для формирования способности сдерживать себя при достаточной свободе самовыражения, установления соотношения между добровольностью и упрямством, зажатостью. А в будущем чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе.

Гиперопека над ребенком в этом возрасте, стремление все выполнять за него в будущем аукнется выросшему чаду излишним самоконтролем, излишним сдерживанием себя, подавлением инициативы. На этом неблагоприятном фоне у человека формируется страх проявлять себя, снижается инициатива в принятии решений и активность в достижениях, сомнения в собственных возможностях. Сдержанность перерастает в перестраховку, а критичность в самобичевание. Взрослый человек с нереализованным конфликтом автономности с трудом выражает свои эмоции, неспонтанен, излишне зажат, не чувствует себя и своих потребностей, часто подавлен. Родительский контроль в этом возрасте необходимо проявлять в виде заботы, но не в виде обуздания и пресечения.

Начиная с трех лет, происходит формирование социальных качеств, в частности, совести, вины. Ребенок начинает руководствоваться пониманием того, что хорошо и что плохо. Социально навязанные правила поведения и нормы становятся значимыми, начинают регулировать поведение ребенка. 

Возрастают требования: ребенок должен уже самостоятельно кушать, одеваться, убирать свои игрушки, повышаются требования к ответственности за свои поступки. Формируются зачатки целеполагания и планирования своей деятельности.

Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии инициатива и активность превосходить чувство вины и зажатости, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, любознательны, обладают творческой направленностью, чувствуют поддержку своей инициативы.

Тормозящее чувство вины возникает у детей, родители которых не позволяют им действовать самостоятельно, ругают за малейшую провинность, излишне пекутся о том, чтобы произодить впечатление хорошим поведением ребенка на окружающих. Страх наказания сковывает малейшее проявление активности, замораживает зачатки инициативы. Ребенок, скованный чувством вины, ощущает собственную никчемность, боится постоять за себя, обычно бывает ведомым или плохоконтактирующим в группе сверстников, чрезмерно зависит от взрослых. Нерешенный конфликт этого периода формирует в будущем в пассивную установку избегания трудностей, страх совершения ошибок, малоинициативность.

Показатели скованности, глобального чувства вины, страха перед авторитетами в почерке:
– явно деформированная верхняя зона (верхи неразвиты, зажаты, угловаты и прижаты к средней зоне, обрублены, деформированы)
Медленная скорость, большое количество признаков психологического неблагополучия, преобладание контракшна, сильная узость букв усугубляют тенденции. 
Важно: признаки действительны только для почерков взрослых людей. 


Тест Вартегга: конфликт этой стадии находит свое отражение в квадратах №5 (активность, инициатива) и №3 (амбиции, планы). В  рисунках 5 квадарта отсутствует пересечение двух перпендикулярных прямых, плохо прорабатывается верхний правый угол, либо излишне загромождается ненужными деталями и подробностями.
 
В квадрате №3 – не продолжается поступательное движение вверх и вперед, рисунок прорабатывается в левом нижнем углу, часто правый верхний угол остается без прорисовки, либо завершается поступательным движением вниз.  

Усугубляют картину непродуктивные решения квадрата №4 ( страхи, стрессы), квадрата №8 (чувство безопасности). 

Пример: деформированная, прижатая верхняя зона. Усугубляют данный признак медленная скорость почерка, искусственность, левый наклон, обсессивность, наличие признаков комплексов прежней стадии (нижняя зона деформирована, аркадна).

Девушка очень болезненно относится к давлению авторитетов, малейшие замечания и критика вызывают протест, негатив, необходимость защищаться. Эта тенденция настолько сильна, что блокирует нормальную активность и адекватное самовосприятие.   

психологические комплексы в почерке

  Стадия 3. Вера в себя – неполноценность. 
От 6 до 11лет
Школьные годы: преодолев экзистенциональные кризисы прошлых этапов, построив платформу для формирования и развития устойчивого”Ego”, ребенок теперь должен научиться всему, что готовит его к взрослой жизни: самостоятельности, умению взаимодействовать, здоровому чувству соревновательности. Однако на этой стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если от него ожидается слишком много или слишком мало.

На данном этапе развития школа играет самую важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство “Я” и личностной силы. Если ребенок чувствует себя компетентным, уверенным в себе, получает подкрепляющие результаты своей деятельности в виде похвалы и одобрения –  он постепенно создает для себя место в этом мире.

Если же родители или учителя не принимают всерьез результаты труда ребенка, не достаточно его хвалят или поощряют – возникает чувство неполноценности, бесполезности, неадекватной самооценки. Ребенок может утратить уверенность в своей состоятельности, потерять веру в себя. 

В этот период ребенок гиперчувствителен к похвалам и оценкам окружающих. Недооценка его вклада в общее дело, постоянная невнимательность к потраченным с его стороны усилиям (несмотря на конечный результат) могут пробить сильную брешь в становлении адекватной самооценки: развить комплекс неполноценности, заниженной оценки себя, самоедство, вечное недовольство своими результатами, либо спровоцировать неадекватное самомнение, компенсаторно-завышенную самооценку, гордыню, перфекционизм на фоне внутренней неуверенности в себе.   
 
В почерке непроработанный конфликт данного периода будет проявляться:
– в явной деформации средней зоны: слишком мелкий, либо слишком крупный размер, неустойчивость, либо однообразие, монотонность, сильные колебания размера и наклона, приплюснутость, сильная узость (задушенность), либо раздутость (пухлость) букв, слепленность букв, зависание букв (когда буква не доходит воображаемой строки).

Усугубление тенденций: большое количество признаков психологического неблагополучия, признаки конфликтов более ранних периодов (деформированная верхняя и нижняя зоны), общая неблагоприятная картина почерка. 

Важно: признаки действительны только для почерков взрослых людей. 

Тест Вартегга: конфликт этой стадии находит свое отражение в квадрате №1. Проблемные решения данного квадрата: центральная точка не является центром рисунка, шоковая реакция (отказ от прорабатывания стимула), вытеснение (квадрат заполняется в последнюю очередь), точка «защищается» всевозможными кругами, лепестками, спиралями свидетельствуют о трудностях в самоприятии, непонимание себя, неадекватное самовосприятие.     
Усугубляют  данные тенденции непродуктивные решения квадрата №4 (страхи, стрессы), квадратов №8, №3, №5 (более ранние этапы развития). Пример. Очень мелкий, деформированный в средней зоне букв почерк.

Однако, продуктивная скорость письма, высокий уровень общего развития личности улучшает положение вещей. Несмотря на имеющиеся комплексы разных периодов: чувство незащищенности, вина, комплекс неполноценности, женщина стремится к саморазвитию, не застревает на прошлых ошибках, старается по мере возможности двигаться вперед. Это тот случай, когда комплексы являются стимулом к развитию, сублимируясь в творческую энергию.

психологические комплексы в почерке

Автор: Лариса Дрыгваль