• Тел. 8-905-529-24-74
  • grafologia-msk@yandex.ru
Stay Connected:

Стадия 5. Эго – идентичность – ролевое смешение. ©
От 11 до 18 лет
Следующий этап перехода от детства к взрослому состоянию вызывает как бурные физиоло-гические, так и психологические изменения личности. Психологические изменения прояв-ляются в виде внутренней борьбы между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся с другой.

Подростка на этом этапе раздирают противоречия между желанием быть свободным и самостоятельным и избеганием ответственности за то, что ты уже взрослый человек. 

Подросток (юноша, девушка) постоянно сталкивается с вопросами: «Кто он есть, Кем станет, Ребенок он или уже взрослый? Дозволено ли ему то, что дозволено взрослому?» Подросток болезненно озабочен тем, что другие думают о нем, во много раз повышается зависимость от оценок окружающих людей.  

Сталкиваясь с неопределенностью в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные паттерны поведения и идеалы, он часто вступает в различные группировки или кланы. Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.  

Сверхподчинение подростка, постоянная критика его действий со стороны, оценочность поведения, игнорирование его самости и индивидуального начала, излишнее подчинение социальным требованиям и нормам, либо полное отсутствие противодействия, пускание на самотек и безразличие к нуждам подростка могут привести к излишне конформному или нонконформисткому стереотипам поведения в будущем. Он может так и не позволить себе проявить индивидуальность, отличность от других, а в будущем полностью идентифицировать себя с социальной ролью. Другой путь: постоянный протест против навязывания тех или иных социальных ролей приводит к безответственному поведению в отношении окружающих, сложностям социальной адаптации, протестному поведению.

В почерке ролевой конфликт будет проявляться в: 
– слишком искусственном письме, почерк «персона», «маска». Почерк слишком стилизованный, каллиграфический, украшенный. 

Либо полное пренебрежение к форме, затрудненная читабельность до невозможной. 
Усугубление тенденции:- левый наклон, медленная скорость письма, большое количество признаков психологического неблагополучия, присутствие признаков конфликтов более ранних стадий.  

Важно: признаки действительны только для почерков взрослых людей. 

Тест Вартегга: конфликт этой стадии найдет свое отражение в первую очередь в квадрате №2 (социальные отношения): непроработанность стимула (рисунок мал по размеру, неболь-шая волнистая линия так и осталась маленьким «червячком», «гусеницей», «птичкой», не включается и не становится элементом более существенной и крупной композиции). 
Усугубляют картину проблемные решения других квадратов.

Пример: слишком искусственный, стилизованный, украшенный почерк, маска. Усугубляют данную тенденцию медленная скорость, наличие признаков конфликтов ранних стадий (раздутая нижняя зона), прижатые верхи (буквы Б), однообразие (обсессия) в средней зоне.

Женщина замещает свою индивидуальность ролевым поведением. Старается всеми силами соответствовать общепринятым нормам, идеалам, быть “совершенством”. Отрицает и скрывает свои слабые места. Очень зависима от мнения окружающих. Судит и оценивает шаблонно, преувеличивая роль внешнего имиджа, статуса и игнорируя сущность, индивидуальность другого.

Поведение зарегулированное, зажатое, неспонтанное. Страх перед авторитетами, перед наказанием, острое чувство незащищенности компенсируется преувеличенной потребностью материального накопления (жадность).

ролевое замещение

Cтадия 6. Интимность – изоляция. Ранняя взрослость. 
От 18 лет до начала среднего возраста
Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни.

Эриксон описывает «интимность» как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе». Настоящее чувство интимности невозможно испытать до тех пор, пока не достигнута стабильная собственная идентичность. Иными словами, для того, чтобы находиться в истинно- интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определенное осознание того, кто он и что собой представляет, проработаны экзистенциональные кризисы предыдущих этапов развития. 

Напротив, «незрелая любовь» может оказаться попыткой проверить собственную идентич-ность, используя для этой цели другого человека. Эриксон усматривает в интимности нечто большее, чем просто сексуальную близость, она может также включать эмпатию и открытость между друзьями или, в более широком смысле, способность вверять себя кому-либо.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой, избегании межличностных отношений, либо излишней привязчивости к партнеру, неспособность отделить его идентичность от своей. 
Молодые люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности и глубины отношений, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции. 
Другая крайность – страх одиночества и необходимости быть самим собой заставляет попадать в созависимость от другого человека.

В почерке непроработанный конфликт данного этапа будет проявляться: 
– в пустотах при распределении текста, в частности очень больших расстояниях между словами. Либо  слишком преуменьшенных расстояниях (сливание слов) 
– в левом наклоне, либо слишком правом (ложащийся) 
– в сильной раздельности письма, либо очень сильной слитности письма
Усугубление тенденций: признаки конфликтов предыдущих этапов развития, большое количество признаков психологического неблагополучия, медленная скорость письма. 
Важно: признаки действительны только для почерков взрослых людей. 

Тест Вартегга: конфликт этой стадии найдет свое отражение в первую очередь в квадрате №6 (интеграция). В изображении стимульные перпендикулярные линии не пересекаются между собой, либо пересекаются условно (с помощью дополнительно- нарисованных, соеди-нительных  элементов). 
Усугубляют данную тенденцию – проблемные решения других квадратов.

Автор: Лариса Дрыгваль